- Комедия
- (греч., возможно, восходит к komos komazein — совершать шествие). Аттич. К. возникла из различных форм народных увеселений (шествия хоров с танцами и шуточными песенками, перебранками и представлениями ряженых) и входила в состав Дионисовых празднеств как вольная обрядовая игра. С 486 государство взяло на себя постановку К. на Великих Дионисиях, а с 442 до н. э. — на Ленеях. Согласно классификации, введ. александрийскими учеными, принято различать древнюю, среднюю и новую аттич. К. Древняя К. (приблизительно до 400 до н. э.) черпала темы из повседневной жизни полиса. Она затрагивала насущные государств, проблемы и подвергала критике видных граждан. Свое назв. К. нередко получали по костюмам хора — людей («Всадники»), животных («Птицы»), неодушевл. предметов («Облака»). Актеры выступали в масках и костюмах, причем размеры живота и зада утрировались спец. подушками; вплоть до 4 в. необходимым атрибутом комич. костюма был огромный кожаный фалл. К числу «классиков» др. К. относятся Эвполид, Кратин и Аристофан. Полностью до нас дошло 11 К. Аристофана. Строение их, допускающее некоторые вольности, таково: пролог, парод (вступительная партия хора), агон («состязание» действующих лиц), парабаса (выход хора), эписодии (актерские сценки фарсового характера), эксод (уход хора). Средняя К., от которой сохранились лишь скудные фрагменты, отражает упадок демократии в Афинах: гл. место в ней занимают пародийно-мифологич. темы и сюжеты, связанные с жизнью гетер и параситов. Исчезла парабаса, служившая прежде средством политич. и социальной критики, вследствие чего хор утратил свое значение. Кроме того, исчезли и грубые комич. приемы (фалл и т. д.). Наиболее известные представители средней К. — Антифан и Алексид. Новая К. (приблизительно с 320 до н. э.) черпала темы из повседневной жизни города; кроме того, использовались и пародийно-мифологич. темы, затрагивались, постровидимому, и политич. вопросы. Возникает определ. круг мотивов (изнасилование, подкидывание ребенка) и типичных фигур (гетеры, параситы, рабы). Хор полностью утрачивает свое значение. Гл. представители новой К. — Менандр, Дифил, Филемон. За пределами Аттики К. писал сицилиец Эпихарм (нач. 5 в. до н. э.). Кроме того, существовали фольклорные комич. представления в форме грубых фарсовых сценок, характерных для Мегар и Юж. Италии (флиаки). Рим. К. возникла в осн. из переработки рим. авторами новой и средней аттич. К. Представления давались во время многочисл. рим. праздников. Фольклорные шуточные представления (ателлана, фесценнины, мим), в которых были сильны мимич. и танцевальные элементы, возникли в Италии еще в др. времена и подготовили восприятие греч. К. Это произошло благодаря Ливию Андронику, впервые поставившему в Риме (240 до н. э.) переработку греч. К. К., действие которой происходило в Греции, именовалась паллиатой (palliata — от назв. греч. плаща — pallium). Вместе с тем возникла К. тогата (togata — от назв. рим. одежды тоги — toga); место ее действия — италийская земля. Создателем этой К. был, очевидно, Невий, писавший не только паллиаты, но и драматич. произведения, связанные с актуальными политич. проблемами. Наивысшего расцвета рим. К. достигла в творчестве Плавта и Теренция. Оба были авторами паллиат, но если Плавт весьма свободно обращался с греч. оригиналом и стремился к созданию пьес, отвечающих вкусам рим. публики, то Теренций был ближе к оригиналу. Пьесы Плавта и Теренция дали толчок развитию К. в средние века (Гросвит) и в новое время (Шекспир, Мольер). Впоследствии паллиата и тогата утратили свое значение. Их место заняла сначала лит. ателлана, затем мим и пантомима. В эпоху Августа и в период Империи предпринимались попытки возродить К. (Мелисс, Помпоний Бассул), но безуспешно. Последняя дошедшая до нас рим. К., написанная неизвестным автором (4 — 5 вв. н. э.), — «Querolus». Античные К. часто ставятся и сейчас (иногда в совр. обработке); опыт таких постановок показывает, что зритель 20 в. живо воспринимает античную К., особенно Аристофана и Плавта.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.