Комедия

Комедия
        (греч., возможно, восходит к komos komazein — совершать шествие). Аттич. К. возникла из различных форм народных увеселений (шествия хоров с танцами и шуточными песенками, перебранками и представлениями ряженых) и входила в состав Дионисовых празднеств как вольная обрядовая игра. С 486 государство взяло на себя постановку К. на Великих Дионисиях, а с 442 до н. э. — на Ленеях. Согласно классификации, введ. александрийскими учеными, принято различать древнюю, среднюю и новую аттич. К. Древняя К. (приблизительно до 400 до н. э.) черпала темы из повседневной жизни полиса. Она затрагивала насущные государств, проблемы и подвергала критике видных граждан. Свое назв. К. нередко получали по костюмам хора — людей («Всадники»), животных («Птицы»), неодушевл. предметов («Облака»). Актеры выступали в масках и костюмах, причем размеры живота и зада утрировались спец. подушками; вплоть до 4 в. необходимым атрибутом комич. костюма был огромный кожаный фалл. К числу «классиков» др. К. относятся Эвполид, Кратин и Аристофан. Полностью до нас дошло 11 К. Аристофана. Строение их, допускающее некоторые вольности, таково: пролог, парод (вступительная партия хора), агон («состязание» действующих лиц), парабаса (выход хора), эписодии (актерские сценки фарсового характера), эксод (уход хора). Средняя К., от которой сохранились лишь скудные фрагменты, отражает упадок демократии в Афинах: гл. место в ней занимают пародийно-мифологич. темы и сюжеты, связанные с жизнью гетер и параситов. Исчезла парабаса, служившая прежде средством политич. и социальной критики, вследствие чего хор утратил свое значение. Кроме того, исчезли и грубые комич. приемы (фалл и т. д.). Наиболее известные представители средней К. — Антифан и Алексид. Новая К. (приблизительно с 320 до н. э.) черпала темы из повседневной жизни города; кроме того, использовались и пародийно-мифологич. темы, затрагивались, постровидимому, и политич. вопросы. Возникает определ. круг мотивов (изнасилование, подкидывание ребенка) и типичных фигур (гетеры, параситы, рабы). Хор полностью утрачивает свое значение. Гл. представители новой К. — Менандр, Дифил, Филемон. За пределами Аттики К. писал сицилиец Эпихарм (нач. 5 в. до н. э.). Кроме того, существовали фольклорные комич. представления в форме грубых фарсовых сценок, характерных для Мегар и Юж. Италии (флиаки). Рим. К. возникла в осн. из переработки рим. авторами новой и средней аттич. К. Представления давались во время многочисл. рим. праздников. Фольклорные шуточные представления (ателлана, фесценнины, мим), в которых были сильны мимич. и танцевальные элементы, возникли в Италии еще в др. времена и подготовили восприятие греч. К. Это произошло благодаря Ливию Андронику, впервые поставившему в Риме (240 до н. э.) переработку греч. К. К., действие которой происходило в Греции, именовалась паллиатой (palliata — от назв. греч. плаща — pallium). Вместе с тем возникла К. тогата (togata — от назв. рим. одежды тоги — toga); место ее действия — италийская земля. Создателем этой К. был, очевидно, Невий, писавший не только паллиаты, но и драматич. произведения, связанные с актуальными политич. проблемами. Наивысшего расцвета рим. К. достигла в творчестве Плавта и Теренция. Оба были авторами паллиат, но если Плавт весьма свободно обращался с греч. оригиналом и стремился к созданию пьес, отвечающих вкусам рим. публики, то Теренций был ближе к оригиналу. Пьесы Плавта и Теренция дали толчок развитию К. в средние века (Гросвит) и в новое время (Шекспир, Мольер). Впоследствии паллиата и тогата утратили свое значение. Их место заняла сначала лит. ателлана, затем мим и пантомима. В эпоху Августа и в период Империи предпринимались попытки возродить К. (Мелисс, Помпоний Бассул), но безуспешно. Последняя дошедшая до нас рим. К., написанная неизвестным автором (4 — 5 вв. н. э.), — «Querolus». Античные К. часто ставятся и сейчас (иногда в совр. обработке); опыт таких постановок показывает, что зритель 20 в. живо воспринимает античную К., особенно Аристофана и Плавта.

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. . 1989.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Комедия" в других словарях:

  • Комедия — вид драмы (см.), в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Качественно борьба в К. отличается тем, что она: 1. не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся сторон; …   Литературная энциклопедия

  • КОМЕДИЯ — (греч. komodia, от komos веселый, и ado пою). Драматическое представление, изображающее отрицательные стороны жизни, осмеивающее недостатки и пороки общественные. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Комедия —     КОМЕДИЯ. Комедия изображает драматическую борьбу, возбуждающую смех, вызывая в нас отрицательное отношение к стремлениям, страстям действующих лиц или к приемам их борьбы. Анализ комедии связан с анализом природы смеха. По Бергсону («Смех»… …   Словарь литературных терминов

  • КОМЕДИЯ — КОМЕДИЯ, комедии, жен. [греч. komodia]. 1. Драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом (лит., театр.). Островский написал много комедий. Комедия нравов. Комедия характеров. || Представление на сцене такого произведения (театр.). В… …   Толковый словарь Ушакова

  • Комедия ТВ — ООО Развлекательное Телевидение …   Википедия

  • комедия — См. зрелище, обман ломать комедию... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. комедия зрелище, обман; умора, маскарад, фарс, тонадилья, лицемерие, актерство, лицедейство, комедь,… …   Словарь синонимов

  • КОМЕДИЯ — (от греческого komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактуются в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанную на хитроумной, запутанной интриге ( Комедия… …   Современная энциклопедия

  • КОМЕДИЯ — (от греч. komodia) жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге ( Комедия ошибок У …   Большой Энциклопедический словарь

  • комедия — и, ж., КОМЕДИ comédie f. устар. Здание театра, театр. Где королевское величество увидати: Она изволит часто в комеди пребывати. 1738. Фарсон 22. А для прекращения ссор и драк у оной комеди от команды поставить пекет. 1751. Пам. культ. 1986 154.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КОМЕДИЯ — КОМЕДИЯ, и, жен. 1. Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом. Музыкальная к. 2. перен. Притворство, лицемерие в каких н. действиях. Ломать комедию (разг. неод.). 3. То же, что умора (разг.). | прил. комический, ая, ое (к 1 знач.) и… …   Толковый словарь Ожегова

  • КОМЕДИЯ — жен. драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смеипном, забавном виде. | * Забавное происшествие или случай. Народ говорит: комедь ломать, или смол. комедовать, выкидывать забавные штуки. Комедует у нас… …   Толковый словарь Даля


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»